1.Мировоззрение, его структура и исторические типы.
Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру.
Эмоционально-психологическая сторона состоит из чувств, настроений, переживаний и оказывает существенное влияние на жизненную позицию человека, определяя ее как пессимистическую или оптимистическую.
Интеллектуально-рациональная сторона мировоззрения состоит из взглядов, убеждений, оценок и идеалов. Это основа мировоззрения, на нее опирается деятельность человека. А так как эта деятельность является осмысленной и целесообразной, то она направлена на достижение идеала как организующего и направляющего начала человеческой активности.
типы мировоззрения:
1) мифологическое – формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире;
2) религиозное – сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения;
3) философское – от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.
2.Специфика философского освоения реальности.
Философия — это теоретически сформулированное мировоззрение. Она пытается решить основные мировоззренческие проблемы посредством мышления, опирающегося на понятие и суждение, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. Понятие — это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. В философии, в отличие от религиозно-мифологического мировоззрения, широко применяется абстракция, т.е. формирование понятий для обозначения образов реальности. Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости. Характерным признаком философского освоения действительности является универсализм. Философия — это форма познания всеобщих оснований бытия. На протяжении всей истории культуры она претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни. Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм. Субстанция, т.е. сущность, лежащая в основе, — это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало. Одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Выдержавшие проверку на прочность человеческие установления ставятся на более прочный фундамент знания, все прочие отбрасываются как отжившие свой век.
Миф был не просто рассказом о мире, а некой идеальной моделью, в которой события интерпретировались через систему героев и персонажей. Поэтому реальностью обладали именно последние.
Прежде всего это полная тождественность природы и человека, что позволяет связать воедино внешне далеко отстоящие друг от друга вещи, явления и предметы, части человеческого тела и т.п. Для данной модели характерно понимание единства пространственно-временных отношений, которые выступают в качестве особого упорядочивающего начала космоса.
Космос понимается одновременно как качественная и количественная определенность. Количественная определенность описывается посредством особых числовых характеристик, через систему сакральных чисел, «космологизирующих наиболее важные части вселенной и наиболее ответственные моменты жизни и неблагоприятных чисел, как образовхаоса,безблагодатности,зла. Качественная определенность проявляется в виде системы персонажей мифической картины мира, которые противопоставляются друг другу.
Данная модель мира основана на собственной логике — на достижении поставленной цели окольными путями, через преодоление некоторых жизненно важных противоположностей, «имеющих соответственно положительное и отрицательное значение» (небо-земля, день-ночь)
Субстанциальная модель предполагает единство мира через допущение, что в основе бытия лежит некая единая субстанция, идеальная или материальная, из которой выводится все многообразие мира. У Платона единство мира обусловлено демиургом (творцом), который создал этот мир, у Гегеля — субстанциальностью абсолютной идеи, что выражается в наличии всеобщих законов развития. В функциональной модели единство мира объясняется наличием и функционированием единых законов. Предполагается, что в мире реализуется некая универсальная связь. При этом в качестве универсальной связи может выступать либо некая мыслительная конструкция, либо связь, реально осуществимая. Все перечисленные модели можно назвать локальными, так как они в основном фиксируют какую-то одну сторону бытия, т.е. интерпретируют, огрубляют его с целью выявления законов данной области. «Психологически подобный подход можно легко понять, поскольку все неизвестные и непознанные области мы обычно представляем себе в понятиях и образах того, что уже известно. Это известное содержание и распространяется на все возможные масштабы» .
studfiles.net
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структуры, функции и исторические типы. План:
Введение 3
1.Понятие мировоззрения его структуры и функции 4
2. Исторические типы мировоззрения. 8
3.Философия как особый тип мировоззрения 11
Заключение 15
Введение
Мировоззрение в философии является ключевым понятием. Логично, что человек, не обладающий собственным мировоззрением и пренебрегающий способностью мыслить ничего общего с философией иметь не будет. А уже о создании философской методологии в данном случае и говорить не приходится. Поэтому, прежде чем изучать историю философии и вникать в многочисленные философские труды, необходимо с позиции философии изучить понятие мировоззрения. Совокупность взглядов, принципов и оценок, образных представлений могут принимать форму понимания мира только в том случае, если они обоснованы и подтверждены умозаключениями. Таким образом, актуальность моей контрольный работы сугубо индивидуальная. Это значит, что с понимания философского понятия «мировоззрения» можно дальше изучать философию как дисциплина. Своеобразные мировоззренческие константы формируют философское мышление.
Цель моей работы, охарактеризовать понятие «мировоззрения» с точки зрения философских категорий. Для выполнение поставленной цели необходимо решение следующих задач:
— обозначить понятие мировоззрения, дать его структуры и функции
— разобрать исторические типы мировоззрения для создания мировоззренческой философской базы
— охарактеризовать науку философию с точки зрения особого типа мировоззрения
В случае успешного выполнения поставленных задач сформированная философская база создает определенную методологию, благодаря которой изучение философии опирается на мировоззренческие концепции создателей философской мысли (от древней Греции и до мировоззрений Канта).
1.Понятие мировоззрения его структуры и функции
Понятие мировоззрения включает в себя сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1. Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т.д. Это знания и представления о природе в целом, об универсуме, космосе. Здесь мы находим ответы на вопросы: как возник мир, что собой представляет жизнь, как она возникла, в каких формах существует во Вселенной, в каком отношении она находится к неживому. Кроме знаний о природе, в познавательный компонент мировоззрения включаются антропологические, социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления людей. Это обобщенные знания о самом человеке и об обществе, о его устройстве, функционировании, о направленности исторического процесса, о смысле истории, представления о свободе человека в выборе поступков и направлений деятельности.
Познавательную сторону мировоззрения составляют не только взгляды и представления о природе, космосе, обществе, человеческой истории, но и вопросы, связанные с выяснением познавательного отношения человека к внешнему миру: как соотносится мысль о предмете с самим предметом, возможно ли адекватное отражение предмета, что такое истина, заблуждение, ложь, и т.п.
2. Ценностно-нормативный компонент. Он включает в себя ценности, идеалы, нормы и т.д. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальноеи культурное значение определенных явлений действительности. Ценность -это способность какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, о цели и смысле жизни и т.д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Идеал является образцом (эталоном) для деятельностичеловека в конкретной обстановке и желаемой нормой его поведенияв будущем.
Оценка есть способ определения ценности конкретным человеком, социальной группой, обществом. Оценка устанавливает меру соответствия свойств и черт объекта или явления потребностям и интересам того или иного человека, социальной группы, класса, страты и т.д. Поэтому интерпретация одного и того же явления может быть различной у разных людей, социальных групп и т.д.
Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В нормах в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной, императивный момент, требование поступать определенным образом, в этом заключается ее регулятивная функция.
3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определеннойпсихологической установкина готовность действовать.
Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь, убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Убеждение — это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность человека в правоте идей, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют нашу деятельность. В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в их правоту, системой ценностей, важнейшую роль играет и волевой компонент. Воля — способность человека ставить цели и мобилизировать себя на их достижения.
4. Практический компонент. Мировоззрение — это не только совокупность знаний, убеждений, ценностей, идеалов и т.д., но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.
Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующее определение мировоззрения.
Мировоззрение — это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. [1, стр. 232]
По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.
Жизненно-практический уровень или обыденное мировоззрение — это стихийно складывающийся тип мировоззрения у каждого человека в процессе его жизнедеятельности, включающий в себя не систематизированное обобщенное представление о мире и месте человека в этом мире. На этом уровне мировоззрение базируется на здравом смысле и на многообразном повседневном опыте.
Обыденное мировоззрение включает в себя навыки, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколения, и познанный опыт каждого конкретного человека. В нем нередки внутренние противоречия, предрассудки. Обыденно-житейское мировоззрение в целом не способно критически разобраться во внутренней сущности сложных, разнообразных и противоречивых отношений «человек — окружающий мир». [2, стр 233]
Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения — теоретическом. Значение этого уровня заключается в том, что именно на нем происходит критическое осмысление принципиальных основ мировоззренческих убеждений, целей, идеалов, картины мира, которые опираются на житейскую мудрость традиций, на здравый смысл. К этому уровню относится философия.
Философия — это мировоззренческая форма сознания, однако, не всякое мировоззрение можно назвать философским. Понятие мировоззрения шире, чем понятие философия. Философия не совпадает с мировоззрением, потому что, во-первых, зарождение мировоззренческого сознания предшествует становлению философии; во-вторых, функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, обыденное знание; в-третьих, мировоззрение предшествовало философии не только в историческом процессе развития человечества, но и с точки зрения формирования индивидуального, личностного сознания. Ребенок, не имеющий представления о философии, тем не менее, обладает определенным воззрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы и по-своему отвечает на них. [2, стр. 230]
studfiles.net
Вопрос 1: понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Мировоззрение — Документ
Вопрос 1:понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
Типы мировоззренческих систем:
-Космоцентризм, древней демократической философии
—Теоцентризм, философии и культуры средних веков.
—Антропоцентризм, эпохи Возрождения XIV-XVI I веков.
Структура:
1.знания -гносеология -раздел фил знания, изучающий процесс познания. Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и места в нем человека.
-Натуралистические(природные)
-гуманитарный(социальный) компоненты
-методологическая
2.ценности-аксиология. Ценность-категория, указывающая на личностное, социальное или общечеловеческое значение определённых явлений действительности. Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.
-предметная ценность
-субъективная ценность
3.убеждения-праксиология-раздел фил знания, изуч поведение людей, их деятельность. Убеждения- те знания, в кот чел верит, принимает как регулятивы своей деят-ости.
4. чувства, эмоции. Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире.
-эмоционально — психологическая (первичный образ мира, Основанный на чувственном восприятии, чувства, настроения) — мироощущение;
-опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений (складывается из 1, позволяет видеть мир в единстве, даёт + или- хар-ку мира.)- мировосприятие;
-познавательно — интеллектуальная сторона (подключение рациональных качеств) — миропонимание.
классификации :
по субъекту:
— личностная форма -мировоззрение класса -социальной группы -общества в целом или определенной исторической эпохи.
По полноте:
а) нетеоретическое формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;
б) философско-теоретическое
в) научное мировоззрение
По генезису:
мифологическое Мифология – это исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.
Хар-ка:
1.Эмоц-образная форма выражение 2.антропоморфизм 3.отсутствие рефлексивности
4.неразделённость 5. практическая направленность
Функции: 1. регулирующая 2. обобщающая 3.объясняющая
религиозное – Религиозное мировоззрение 1. исторически зарождается в недрах мифологического сознания и первоначально содержит в себе отпечаток политеизма и пантеизма, которые последовательно преодолеваются в процессе становления мировых религий, для которых характерен монотеизм (христианство, ислам) или тенденция к монотеистическому пониманию универсума (буддизм). В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом. 2. хар-ся верой в сверхъестественное 3 тенденция развития от политеизма к монотеизму 4 религиозный культ 5 иррационалистическая
Функции: 1. социально-обобщающая 2. психологическое убежищу 3 объясняющая 4 регулирующая
философское- Переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения.
В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев.
Вопрос 2: Предмет и основные функции философии.
Термин философия впервые возник в Др.Греции, а в качестве обозначения особой науки впервые употреблен Платоном.
В вопросе о происхождении философии выделяют 2 концепции: мифогенная (из мифологии) и гносиогенная (из науки).
Мифогенная концепция права, когда анализирует мифогенную предысторию философии, вскрывает переходные формы от мифологии к философии, анализирует мифологическое мировозренние как предфилософское. Но не права, когда не видит отличительных особенностей философии от мифологии не только по форме, но и по содержанию.
Гносиогенная концепция права, когда показывает значение зачатков научного знания для философии . Но не права, когда рассматривает мифологию как нечто лишенное всяческого исторически оправданного содержания и ценности.
Основные философские проблемы:
1. Проблема окружающего мира, бытия, космоса, поиск первоосновы всего сущего.
Опираясь на различные науки, синтезируя знания из различных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего сущего. Формировались различные философские модели мира.
2. Проблема человека.
В чем смысл жизни, свободен или не свободен человек в своих действиях
3. Проблема взаимосвязи человека и мира, субъекта и объекта, идеального и материального. Анализ различных форм отношений между ними. Материализм решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, и рассматривает сознание, дух, мышление, субъективное как св-во материи в противоположность идеализму, принимающему за первичное сознание, дух и т.п.
Структура философского знания:
1. Онтология-учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования.
2. Гносиология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его истинности.
3. Аксиология-учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой.
4.Антропология – учение о человеке.
5. Социальная философия
Функции философии:
1. Мировозренческая:
— на базе философии формируется определенный тип мировоззрения
— формирует цели и задачи развития общ-ва и культуры
— раскрывает продуктивные формы отношения с миром
2. Методологическая:
— дает представление о познании и набор методов познания
— формирует общую картину мира
3.Социально-критическая:
— осмысливает развитие общ-ва
— осуществляет анализ причин возникающих проблем и критику соц.действительности
— разрабатывает новые идеалы общественного устройства, приоритеты соц. и культ. развития
Вопрос 3: Материализм и идеализм, как основные направления в философии: их сущность и значение.
Основной вопрос философии -об отношении бытия и мышления. Две стороны этого вопроса:
1) Что является первичным?
материализм одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия:, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, кот. дана человеку в его ощущениях и кот. существует независимо от них. Это определение говорит о том, что:
1) Главное св-во материи – быть объективной реальностью, т.е. существовать вне нашего сознания (первичность материи по отношении к сознанию)
2) Материя существует в многообразии конкретных объектов, т.е. материя неисчерпаема.
3) Признается познаваемость материального мира.
4) Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие, а не Бог, выступает основанием мира.
идеализм – такой способ философствования, кот. активную творческую роль в мире отводит исключительно духовному, лишь за ним признавая способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает ее как низший род бытия, как вторичное сотворенное начало.
Дух есть высший цвет материи, без чего материя не полна.
Идеализм бывает объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира) и субъективным (творец мира — разум человека).
Материализм и идеализм – противоположные философские учения. Определенной попыткой сближения можно считать дуализм – философское учение о существовании 2 независимых начал: материального и духовного. Однако дуализм лишь разновидность идеализма, поскольку как и идеализм в целом признает независимость духа от материи.
Вопрос 4: Философия древнего Китая
Зарождение философских представлений в Китае относится к эпохе Западного Чжоу (12-8 вв. до н.э.), а всю китайскую философию можно разделить на 3 периода:
1. предфилософский (12-8 в. до н.э.)
Для этого периода характерно:
Формируются основные литературные памятники китайского народа: Пятикнижие — основа мировоззрения образованного китайца. (Книга
песен, Книга истории, Книга перемен, Книга обрядов и летопись Чунь-цю), здесь уже появляются сомнения в традиционном религиозно-мифологическом мировоззрении, поднимаются проблемы зла, зарождается теодицея, попытки найти причины, вызывающие явления
природы…Развивается почитание культа предков. С культом предков было связано учение о душе – анимизм. Китайцы приписывали себе 2 души: 1 после смерти возносилась на небо, 2 оставалась на земле и могла помогать и вредить живым. Поэтому китайцы приносили своим предкам жертвы.
жертвоприношение духам природы и предкам
мифологическая форма мышления – господствующая
2. натурфилософский (8-6 вв. до н.э.)
Натурфилософия – ранняя стадия развития философских знаний, характеризуется формированием первоначальных реалистических воззрений на природу (что есть мир?)
Для данного периода характерно:
формирования идеи перемен
формирование учений об Ян и Инь – противоположные начала. Вначале это олицетворение света и тьмы, тепла и холода, муж. И жен. Начал. После это состояния «ци» — своего рода первобытной материи. Названо 6 состояний «ци» : суть инь, суть Ян, ветер, дождб, мрак, свет.
формирование учений о первоэлементах (т.е. с чего состоит мир). Тогда выделяют воду( быть мокрой и течь вниз), огонь ( гореть и подниматься вверх), дерево ( поддаваться сгибаию), металл (изменяься), землю(принимать посев и давать урожай)
формируется учение о Дао как о безличном мировом законе, кот. подчиняются и природа и люди
3. Золотой век китайской философии (6-3 вв. до н.э.).
Для этого периода характерно:
происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю
острая социальная борьба между царствами
расцвет культуры и философии
формирование даосизма, конфуцианства
Школы в китайской философии.
Конфуцианство Конфуций (551-479 до н.э.) видел свою задачу в сохранении традиции и старого предания, яростно выступал против каких либо изменений в управлении страной
Осн. Произведения: «Беседы и суждения» ( собрано учениками Конфуция )
Осн.тема: отношения человека, семьи, гос-ва. Считалось, что прочное гос-во может быть построено лишь на прочной семье. Проблема гос-ва сводилась к проблеме человека и семьи, его правелной жизни и самосовершенствованию. разработал концепцию «благородного мужа». «Б.м.» должен обладать следующими качествами:
а) человеколюбие, б) гуманность, в) следование долгу, г) сыновья почтительность, д) ритуал, е) благопристойность, ж) разумность
Концепция «Б.м.» может проявляться в следующих отношениях:
* государство и подданность
Даосизм
Основатель – Лао-цзи
Основное произведение «Учение о правильном о пути и добродетели»
Осн. Категория — дао
Дао употребляется:
дао – это порожденное начало
дао – это синоним мирового целого
дао – закон бытия космоса
дао – это источник движения
В Дао все объединено в нечленимое целое. Человеческая жизнь рассматривается как часть космического пути природы. Преодоление иллюзии собственного «я№, слияние с космическим потоком Дао дает мудрому бессмертие.
При жизни человеку следует придерживаться принципу недеяния ( у-вэй),недеяние как отсутствие произвольной целеполагающей активности. Принцип «забивания гвоздей»
само небо и его выраженная небесная судьба отвергается даосистами
отбрасывали одухотворение природы
отрицали роль чувственных знаний, требовали ухода из жизни, от активной деятельности
Их главный принцип в познании: «Не выходи со двора, можно познать мир; Не выглядывай в окно, можно увидеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь»
Моизм
Основатель: Моц-зы (480-400 до н.э.)
Ориентирован на благосостояние народа; причиной всего считается недостаток общественной любви.
Всеобщее благо явл. Высшим принципом политического дейстия.
Выдвигали прнцип взаимной любви ивзаимной выгоды, доказывали взаимообусловленность понятий «любовь» и «выгода».
Принцип «экономии в расходах» — критика дорогостоящих обрядов и ритуалов.
Выработали учение о правильном знании. Нужно применть 3 критерия правильности:
10 сравнение с делами совершенно мудрых правителей древности
2) перепроверка посредством фактов, кот. видели или слышали люди
3) применимость в жизни
Легизм оппонирует конфуцианству по вопросам гос. устройства. В качестве высшей ценности выдвигали единое могущественное гос-во, принципиально отличное от семьи
Принцип фа- единого гос. закона, создателем кот. может быть лишь единовластный правитель. В отличии от традиций закон может изменяться в соответствии с требованиями времени.
Гарантом управления явл. Ши- как насилие, так и сама власть. Отношения между верх. Властью и народом могут быть только враждебными, задача гос – ва –ослабить народ. Создание сильной армии.
выступали за равные возможности для возвышения в стране каждого человека,
выдвижение талантливых людей вне зависимости от ранга
особое значение уделяли хозяйственной функции государства, главная задача власти – забота о поддержании землевладений, создание сильной армии
Особенности китайской философской традииии:
Специфика иероглифического письма, афористический стиль философских текстов, образность, метафоричность языка.
Приверженность традициям. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу. На протяжении всей истории Китая философия
развивалась в рамках одной и той же системы идей и категорий. Среди них особое значение имели: категория Дао, ли, инь и ян, ци, у син,
понятие пермен (и), гуманность (жэнь), принцип не-деяния (у вэй) и идея «благородного мужа» (цзюнь-цзы).Светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние
китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. Философский рационализм в Китае был направлен на
прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической
жизни, разработку эффективных методов управления государством. Эти проблемы были центральными для таких философских школ, как
конфуцианство и легизм.Холизм — философская концепция, утверждающая, что целое больше суммы частей, т.е. например, община больше, чем сумма некоторых Я.
Интуитивность как метод познания
Включённость человека в систему этических отношений, морально-этическая направленность.
Ориентация на внутреннюю активность человека.
Неучёт активности человека вовне, его практической деятельности.
Вопрос 5: Философия Древней Индии.
Философия древней Индии.
Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами. Веды – сборник разнородных текстов- фрагментов древних мифов, и мстерий, жертвенных формул и заклинаний , предназначенных для культового потребления брахманами (жрецами)
Веды состоят из 4 отдельных корпусов:
1) «Ригведа» — сборник гимнов
2) «Самаведа» -сборник песнопений
3)«Яджурведа» — сборник жертвенных формул
4)«Атхарваведа»- сборник заклинаний
Во 2 в. До н.э. к ним добавились истолковывающие тексты:
Брахманы (должны были объяснять смысл и цель жертв, а таке правильное применение формул)
Араньяки (поучения для лесных отшельников)
Упанишады (представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания.)
Образование первых философских школ относится к VI – II вв. до н. э. 2 группы:
Ортодоксальные (астика). Признают авторитет Вед.
Веданта
Миманса
Санкхья
Йога
Ньяйя
Вайшешика
Особенности ортодоксальных школ:
приверженность традиций
рассматривают познание, состоящее из 3-х компонентов:
-освоение Вед
-Рационально-философское осмысление Вед а сутрах
-Признается роль интуитивного достижения истины по средствам медитации и интуиции.
связь с религией
В структуре человека выделяют 5 слоев:
телесный (т.е. биологический)
жизненный
умственный (сознание, ум, психологическая деятельность, хар-ся чувственностью)
развернутое сознание (может функционировать без контакта с объектом)
свернутое сознание ( он нашел гармонию себя миром)
Йога ( основатель Патанджали)— практическая методика для достижения освобождения, содержит идею личного божества. В основе методики лежит убеждение в том, чточеловек с помощью концентрации дух.сил, медитации и аскетизма, ведущего к успокоению нрава, может освободиться от материального. Охватывает 8 восходящих ступений совершенствования:
1)Самодисциплин
2) Правильное поведение
3) Правильная поза
4) Правильное дыхание
5) Подавление ощущений
6) Самоконцентрация
7) Метитация
8)Просветление
Веданта («завершение Вед»)- учение Шанкары, наиболее влиятельное напрвление в инд.философии. Основывается на толковании Упанишад. Гл. текст – «Брахмасутра» . «Брахмасутра» представляет собой попытку последовательного и логически непроворечивого толкования Вед. Знание полученное из Упанишад должно быть оединообразным. Разработали категории Брахман, Атман, самсара, карма, мокша, нирвана
Брахман – безличное духовное начало всего мира.
Атаман – телесное (личностное) начало всего мира
Сансара – круговорот перерождений личности и души
Карма – карма говорит о причинно-следственных связях между поведением и хорошим перевоплощением.
Все сущее в конечном итоге явл. Брахманом. Он стоит за всеми явлениями. Освобождение из круга перерождений достигается высшимзнанием единства Атмана и Брахмана. Свобода от перерождений явл.истинной целью изучающего Веданту.
Миманса – школа, примыкающая к Веданте. Ее центральной проблемой явл. познание и описание истинного ритуала, необходимого для того, кто желает достичь спасения. Оновная тема- исследование жизненного долга человека. Осн.произведение «Мимансасутра» описывает различные виды жертовоприношений и их цели.
2) Неортодоксальные (настика). Отрицают авторитет Вед. Вели постоянные дискуссии с ведантой, опираясь на систему категорий, разработанную буддизмом.
буддизм
джайнизм
Джайнизм разввает ряд идей Упанишад. Так, концепции о перерождении души приводит к выводу осуществовании души у всего, что существует в мире. Джива- отдельные души, которые от природы способны к совершенству- и аджива-пространство, эфир, материя- явл.основными составными частями мира.
Буддизм ( основатель Сиддхартха Гаутама) Категорической считалась лишь одна истина: мир устроен так, что человек в нем страдающее существо
4 истины буддизма:
жизнь наполнена страданиями
существует причина возникновения страданий
имеется возможность прекращения страданий
4) «истина пути» — путь к прекращению страдания восьмеичен
Восьмеричный путь:
1) правильное воззрение на вещи
2) павильное намерение, т.е. дружественное отношение ко всему живому
3) правильная речь
4) правильное действие
5) правильная жизнь
6) правильное усилие
7)правильное памятование
8) правильное сосредоточение
Специфические черты древнеиндийской философии:
древнеиндийская философия носит морально-этический характер
основные проблемы это: проблемы человека, его психики, сознания, познания
она направлена на развитие способностей совершенствования
она носит безличностный характер (нет личного авторства произведений)
Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были восприняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации
Вопрос 6:Специфика и основные проблемы древнегреческой философии.
Возникновение философии в др.Греци связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общ-ва, для которого характерна демократия. Навыки демократского обсуждения и принятия рений способствовали рационалистического характера древнегреческой философии.
Этапы развития:
1) Натурфилософский (7-5 вв. до н.э.) Философия обращена преимущественно на проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Появляются первые натурфилософские концепции, ориентированные на рациональное объяснение природно-космического универсума, на поиск первоначала, источника и основы бытия многообразных вещей и явлений действительности. Выделялись учения о стихиях, в которых сложилась монистическая модель природно-космического универсума, и учения об элементах.
Милетская школа (г. Милеет)
Основатель: Фалес Осн.положения:
— все произошло из воды
— земля плавает на воде подобно куску дерева
— все в мире одушевлено или полно богов
Анаксимандр:
Источником всего сущего считал некое вечное и беспредельное начало, кот. называл «апейрон», утверждал, что оно всем управляет.
Анаксимен:
Считал, что все веще происходят из воздуха либо путем разряжения, связанного с нагреванием, или путем охлаждения и сгущения.
Пифагорейская школа:
Основой явл.учение о числе. Числа рассм. Какпринципы, причины и структуры вещей, как образы, по которым бог твори мир. Пифагорейцы обращали внимание не на вещественность, а на математическую структуру.
Гераклит считал основой всего — огонь. Принцип: «все течет». Большое значение Гераклит предавал детерменизму, всеобщей обусловленности событий и явление. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью.
Важная идея: идея единства и борьбы противоположностей.(Все состоит из противоположностей. Противоположнонаправленные силы образуют напряженное состояние, которым определяется внутреннее гармония вещей.
Демокрит 6 идея о мельчайших неделимых частицах в-ва кака первооснове мира – атомы. Атомы нах.в постоянном движении, отчего и возникают все явления природы и процессы.
Элейская школа
Основатель: Парменид(первым ввел принципиальное различие между мышлением и чувственностью
Зенон: Его апории демонстрируют ряд затруднений, возникающие при попытке перевести чувственно данный образ реальности на язык рассудочных понятий.
refdb.ru
Мировоззрение и его структура. Современная философия
Понятие мировоззрения
Зачем человек приходит в ϶ᴛᴏт мир? Каково предназначение человека? В чем смысл жизни? Все ϶ᴛᴏ так называемые вечные вопросы. Стоит заметить, что они никогда не могут быть разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке. Все представления и знания человека о самом себе называются его самосознанием.
Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание будет его фундаментом.
Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа будут мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания — первичное представление о себе. Довольно часто оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, ϲʙᴏего места в обществе. В наибольшей степени сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.
Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.
В мировоззрении человек осознает себя не через ϲʙᴏе отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью кᴏᴛᴏᴩого будет и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные ϲʙᴏйства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.
В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Стоит заметить, что оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в кᴏᴛᴏᴩом принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека будут его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.
Структура мировоззрения
Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; ϶ᴛᴏ познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. К примеру, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.
Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало ϲʙᴏеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.
Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.
Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.
Стоит сказать, что каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Стоит заметить, что он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества.
Стоит отметить, что особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.
Компоненты мировоззрения человека
Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. К примеру, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.
Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями, связано с чувствами, трансформировано страстями. К примеру, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.
Нормы и ценности будут важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает ϲʙᴏим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.
Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает ϲʙᴏе отношение к миру не только в мыслях, но и во всех ϲʙᴏих решительных действиях.
Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.
Типы мировоззрения
С позиции исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения:
- мифологическое;
- религиозное;
- философское.
Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.
Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа ϲʙᴏйственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения будут логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения.
Стоит отметить, что основным отличием философского мировоззрения от мифологии будет высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью ϲʙᴏбодомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии ϶ᴛᴏ невозможно.
В случае если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.
Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует ϲʙᴏи взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. При этом в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности будет не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.
Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, ϲʙᴏбоду, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в ϲʙᴏих интересах; следует всячески способствовать тому, ɥᴛᴏбы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.
Роль мировоззрения в жизни человека
Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Стоит заметить, что оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.
С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — ϶ᴛᴏ уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути ϶ᴛᴏ духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Стоит сказать, для нации ϶ᴛᴏ духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
Философия как мировоззрение. Понятие, структура, исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:
1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.
2. Ценностно-нормативный компонент. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются абсолютные ценности, зафиксированные в общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.
3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.
4. Практический компонент. Мировоззрение — это в том числе и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует определенный тип поведения. На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно не зависимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны. Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Они становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.
Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости.
Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия- это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия — это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия — это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер.
Рекомендуем прочитать:
Конспект по философии
rgrtu-640.ru
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения. Для понимания того или иного явления важно знать, как оно возникло. Раскрытие специфики философии хотя бы в общем виде невозможно без обращения к истокам философского мышления. Мифология (от греч. mifos — предание, logos — слово, понятие, учение) форма общественного сознания, характерная для ранних стадий общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. Миф — наиболее ранняя форма духовной культуры человека — объединил в себе культуру, зачатки различных верований, политических взглядов, искусства, философии. Целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающего в себе реальность и факт, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. В поисках ответов на мировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, религия и философия избрала разные пути. Религия (лат. religio — благочестие, набожность, святость) — такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний — земной, естественный — сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения выполняет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Вера — способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание характеризующее его внутренне состояние. Внешней социально значимой формой проявления веры служит культ — система утвердившихся ритуалов. Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они продукт исторического развития общества. Ее родственность с философией — обе они общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Философский мыслящие люди составляют малую часть в общем числе глубоко верующих людей. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, поискам веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиции знания, разума. Философия по некоторым историческим свидетельствам, ввел Пифагор (580500 г. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к высшей мудрости и правильному образу жизни. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства стали вытеснять фантастический вымысел. Философское мышление воплотило в себе интеллектуальное стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный. Гениальной догадкой, возникшей у самых истоков философской мысли, было и понимание, что мудрость — это не что-то готовое, что можно выучить и использовать, это стремление, поиск, путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих должен пройти сам. Философия многогранна. Обширна область философского исследования. Абсолютизация, искусственное сужение проблематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысления. Схематично это можно представить в виде «ромашки», где лепестки области философского изучения разных сфер культуры, число «лепестков» может быть меньшим и большим (более емкие концепции). Отражая открытый характер философского постижения мира, схема позволяет неограниченно добавлять в нее новые разделы философского миропонимания. Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений, поскольку таковая выступает как резюме, обобщение их реальной истории. Философия базируется на осмыслении человеческой истории, выявлении закономерностей, тенденций истории. Появление философии-это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмыслении уже сложившихся форм практики, культуры (критически-рефлексивным). Философия как культурно-историческое явление выполняет три основных функции: 1. Мировоззренческую. Эта функция предполагает разработку системы взглядов на мир, дающее единое понимание происходящих в мире явлений, определяющий место человека в мире и взаимосвязь с миром. 2. Гносеологическую. Касается научного познания, отношение знания к действительности, возможность познания мира человеком, критерий истинности и достоверности знания, выявления закономерностей его возникновения и развития. 3. Методологическую. Разрабатывает мировоззрение-целостную систему взглядов на мир, дающий понимание происходящих в нем явлений и теорию познания. Прежде всего, философия выявляет наиболее общий идеи, представления, формы опыта. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории-как предельные основания универсальным формам культуры. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. Помимо функции экспликации (выявлений «универсалий») философия как как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя задачу рационализации — перевод в логическую, понятийную форму, а также систематизацию человеческого опыта во всех его формах. Выполняя эту функцию философия в идеале как бы стремиться охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно практические достижения человечества в целом, но и его негативный исторический опыт. К этому примыкает также важная критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировоззрения, обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, встающих на пути к истинному познанию. В познании именно практика является основой и критерием истинности, форма деятельности ведущая к преобразованию мира. Важной функцией философии в культурно-исторической жизни людей является систематизация, согласование, интеграция всех форм человеческого опыта практического, познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление — необходимое условие гармоничной и сбалансированной общественной жизни. Анализ важнейших функций философии в системе культуры показывает, что культурно-исторический поход внес заметные изменения в классические представления о предмете, целях, способах и результатах философской деятельности. Специфика проблемного поля философии определяется ее стремление рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем человека. Это означает, что в качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие проблемы. 1. Проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия и др. 2. Проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия. В чем смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем, — эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии. 3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира. При всех оттенках и содержательных модификациях в трактовке этой системы отношений «человек — мир» преобладающей в классической философии стала такая ее формулировка, в которой она приобретала форму вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Ф. Энгельс назвал этот вопрос основным вопросом философии. Указанные проблемы составляют инвариантное ядро предмета философии, который, согласно классическим трактовкам, обычно понимался как фундаментальные основания и принципы бытия природного, социального и человеческого миров в их взаимодействии и опосредовании. Следует отметить, что предмет философии постоянно изменялся и модифицировался на протяжении ее исторического развития. Это было связано с дифференциацией философского знания, возникновением новых моделей его взаимодействия с культурой и частными науками. Первые философские учения в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции преимущественно были ориентированы на космологическую проблематику и поиск первоначал мироздания как источника и основания всего существующего. Именно поэтому первые философские концепции чаще всего формулировались как учения о природе или натурфилософия (от лат. natura — природа). Натурфилософы использовали методы созерцательного восприятия природы исходя из ее внутреннего единства и целостности. Уже в рамках древних философских школ и направлений натурфилософия трансформируется в онтологию (от греч. ontos — сущее и logos — слово, учение) — учение о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего. Философское познание Космоса, первоначал бытия как такового актуализировало проблемы возможностей и границ человеческого познания, соотношения знания и мнения, истины и заблуждения. Так формируется новая область компетенции философии и в ее предмет входит теоретико-познавательная проблематика. Развитие этой проблематики было связано со становлением логики (от греч. logicos — построенный на рассуждении) и эпистемологии (от греч. episteme — знание и logos — учение). Логика стала трактоваться как наука о законах правильного мышления, об универсальных формах и средствах рационального познания; эпистемология — как раздел философии, изучающий проблемы знания и познания. Впоследствии, наряду с анализом принципов и начал бытия и познания, философия обращается к акцентированному исследованию природы и сущности человека. Так зарождается антропология (от греч. anthropos — человек и logos — учение) — учение о человеке, в котором вопросы его сущности и форм бытия в мире рассматриваются как центральная мировоззренческая проблема. Поскольку человеческое существование сопряжено со сферой нравственных ценностей и поступков, характеризуется творческим художественно-эстетическим отношением к реальности, а также протекает в обществе как системе социальных связей и отношений, то философское познание с необходимостью расширяет область своей предметной определенности и формирует такие философские дисциплины, как этика, эстетика, политика и др. Одной из особенностей классической философии являлось то, что почти каждый ее представитель стремился создать собственную оригинальную и целостную систему философского знания, в рамках которой с единых методологических позиций рассматривались бы проблемы бытия и познания, морали и политики, искусства и человека как антропологической реальности. Иными словами, классическая философия пыталась синтезировать различные философские дисциплины в рамках интегральных концепций и систем знания. В современной философии происходит отказ от такой амбициозной претензии философского разума эпохи классики, и основной акцент переносится на развитие отдельных философских дисциплин (социальная философия, философия науки, философия техники, философия культуры, философия религии и др.). В современном философском знании нет жестких границ между различными философскими дисциплинами, каждая из них привносит свой дополнительный акцент в интерпретацию предмета философии в его современном истолковании. Следует отметить, что в постклассической философии происходит существенная трансформация традиционных представлений о предмете и функциях философского знания. В ней резко обозначается социально-критическая направленность мышления, связанная с актуализацией проблем противоречивой природы социального развития в условиях техногенной цивилизации. Большое внимание уделяется анализу языковой реальности в различных формах и версиях ее объективации (аналитическая традиция, герменевтика, постструктурализм и др.). В экзистенциально-феноменологической стратегии философствования центральной проблемой становится аналитика человеческого бытия как существования «человека-в-мире». Иными словами, классическая схема анализа отношения субъекта к объекту, человека к миру заменяется на иной философский конструкт, в котором постулируется неразрывная и изначальная связьчеловека и мира, интенциональная погруженность сознания в структуры реального бытия. Вместе с тем, как бы ни варьировались содержательные акценты современной постклассической философии, каким бы противоречивым и плюралистичным ни выглядел процесс ее предметного самоопределения, вполне допустимо заключить, что инвариантная составляющая философской проблематики всегда интегрировалась вокруг основных мировоззренческих тем: «мир», «человек», «бытие человека-в-мире». Именно эти проблемы или теоретические ориентации философского познания задают абрис предмета философии как уникальной формы духовно-теоретической рефлексии над фундаментальными основоположениями человеческой культуры, социальной деятельности и коммуникации. Такое понимание предмета философии позволяет предложить одну из возможных версий интерпретации ее структуры, в рамках которой выделяются следующие ее разделы или философские дисциплины: теоретическая философия, включающая в свой состав логику, онтологию, аксиологию, гносеологию и эпистемологию, философию науки; практическая философия, представленная социальной философией, философией культуры, философией права, философской антропологией, философией техники и др. Естественно, данная структура философского знания не может рассматриваться как нормативная и единственно возможная. Она — лишь форма первичной апроксимации в отношении непрерывно развивающейся совокупности философских идей, концепций, учений. В чем состоит значение философии в жизни общества? Значение философии заключается в том, что она гораздо глубже обыденного и здравого человеческого рассудка и ставит перед человеком и обществом такие вопросы, которые этому рассудку недоступны. Поэтому тот, кто не превратно, но адекватно поймет смысл философского текста, тем самым углубит и расширит свое понимание действительности, проблем собственного бытия и назначения человека. Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Наличие в структуре философского знания так называемых вечных вопросов, затрагивающих существование человека и общества, специфическим образом характеризует философское знание. …Принципиальное значение для философии в ее самом высоком, всемирно-гражданском космическом значении, считает И. Кант, имеют вопросы, отражающие типы отношения человека к миру: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Отдавая высокую дань теоретическому разуму, Кант без колебаний на первый план выносит практический разум – то, чему учит философия. Философия воплощает в себе идею совершенной мудрости и указывает высшие цели человеческого разума, связанные с нравственными идеалами и ценностями. А потому все три вопроса, в которых охватывается предназначение философии, можно было бы свести к четвертому – что есть человек? Если существует наука, писал И. Кант, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу – а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире, и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком. По мнению Канта, ориентация на человека и высшие нравственные ценности придает философии достоинство и внутреннюю ценность. …Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. …Возможность различных трактовок предмета философии заключена в сложности, многогранности самого предмета исследования. Каждое время, отмечал в связи с этим Л. Фейербах, имеет именно ту философию, которая как раз ему подобает, и призывал не забывать о времени, когда было написано то или иное произведение. Самые тонкие и драгоценные мысли своего времени и народа концентрируются в философских идеях. …Отдавая дань рационалистически-аналитическому, «объективистскому» взгляду на мир, марксисты основной вопрос философии формулировали как вопрос отношения мышления к бытию. Ф. Энгельс, акцентируя внимание на научный, рациональный момент нашего взгляда на мир, констатирует: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Основной вопрос философии, согласно этой позиции, имеет две стороны. Его первая сторона – это вопрос о том, что является первичным – дух или материя, материя или сознание. Философы разделились на два больших лагеря, сообразно тому, как они отвечали на вопрос об отношении мышления к бытию. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма. Вторая сторона основного вопроса философии – как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру, познаваем ли мир. Философы, отрицающие познаваемость мира, называются агностиками. …К.В.В. – Таким образом, основные направления в философии определяются тем, как отвечают на вечные философские вопросы. Например, что лежит в основе мира как целого — материальное или духовное начало? Из ответа на этот вопрос вытекают такие философские направления, как идеализм или материализм. Поскольку эти вопросы являются вечными философскими проблемами, то и принципиальные ответы на них имеют длительное историческое развитие. В свою очередь, система аргументации ответа на вечные философские проблемы, зависящие от степени развития науки и других сфер духовной жизни человеческого общества, определяет наличие определенных философских школ. Так, например, материализм, имеющий длительное историческое развитие, подразделяется на античный материализм и его школы — милетскую, атомистов, киников, механистический материализм XVIII в., диалектический материализм марксистской философии и т. д. Идеализм — на идеализм Платона, школы неоплатоников, средневековый религиозный идеализм, идеализм Гегеля и т. д. …В предыдущих вопросах определяются лишь отдельные контуры проблемного поля философского знания, позволяющего «уловить» динамику и многообразие предмета философии. В рамках же собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились философские дисциплины, и постепенно оформились разделы философского знания. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
topuch.ru
1 2 3 4 5 6 7 Вопрос 1 Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение и философия В структуру мировоззрения входят: 1)познавательный компонент (основывается на обобщенных знаниях и представляет конкретные или универсальные или универсальные карты мира). 2)ценностно-нормативный, включает в себя ценности идеала, убеждения, веры, нормы. Ценность — св-во какого-либо предмета или явления удовлетворять потребность, желания человека. К человеческим ценностям относятся: представления о смысле жизни, добре, зле. Высший уровень ценности образует идеал. Социальные нормы — результат повторяющейся оценки человека своих отношений с другими людьми. Нормы- требования поступать определенным образом. 3)Эмоционально — волевой. Благодаря ему знания, ценностные знания человека превращаются в убеждения, личные взгляды человека. 4) практически-волевой. Реальная готовность людей действовать определенным образом в конкретных обстоятельствах. Соотношение философии и мировоззрения. 1)Философия- форма мировоззрения, однако не всякое мировоззрения является философией. Философия представляет собой ядро мировоззрения. По своему объему мировоззрение шире, чем философия. 2)философия связана с рациональным уровнем мировоззрения, т.е. его высшим уровнем и предполагает использование понятий. Мировоззрение философское выступает как миропонимание. 3)в истории философия самый поздний вид мировоззрения, возникает после мифа и религии. Вопрос2 Предмет, структура, функции философии. Специфика философского знания Марксиская философия в качестве основного вопроса философии рассматривается вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному. Основной вопрос философии имеет две стороны: 1)онтологическую 2)гносеологическую 1-ая связана с постановкой проблемы, что первично: материя или сознание? 2-ая отвечает на вопрос: познаваем ли окружающий мир? При решении 1-ой стороны основного вопроса философии в зависимости от того, что принималось за первичное: материя или сознание, выделились 2 противоположных направления: материализм или идеализм. Сторонники материализма считали, что первична материя. Сознание- это свойство высокоорганизованной материи, оно определяется материей и не является самостоятельной субстанцией. Сторонники идеализма первичным считали сознание (идея, дух),различают 2 направления идеализма: 1)объективный (Платон, Гегель) 2)субъективный (Беркли, Юм) С точки зрения 1) вне и независимо от человеческого сознания существует духовное начало; внешний мир является проявлением мирового духа, абсолютной идеи, который существует вне и независимо от человеческого сознания. Противоположно 1), сторонники 2) считали, что первичным является сознание человека. Все существует только в сознании познающего субъекта. Вне сознания ни материи ни идеи не существует. Вне материи лишь философия. Дуализм (Декарт)- существует два самостоятельных начала. При рассмотрении 2-ой стороны основного вопроса, большинство философов признают познаваемость мира. Однако, в философии существует направление агностицизм, сторонники которого отрицают возможность познания мира. (Кант, Юм) Философии имеет определенную структуру. С точки зрения классического представления внутри философии выделяются следующие разделы или части: 1)онтология (философское учение о бытии, о существовании). 2)гносеология (философская теория познания). 3)философская антропология (наиболее общие и существенные проблемы человека). 4)социальная (изучение наиболее общей характеристики общественной жизни). 5)философия истории (рассматривает наиболее общие вопросы, связанные со смыслом и целью общественной жизни, с ее движущими причинами). 6) этика (учение о нравственности, ведущая тема- размышление о добре и зле). 7)эстетика (учение о красоте, о прекрасном, главный предмет размышления- прекрасное и безобразное). 8)история философии (рассматривает историю развития философии). Философия выполняет функции: 1)мировоззренческая (философия формирует представление об устройстве мира и месте в нем человека). 2)методологическая. Метод- средство исследования. Конкретные науки используют частные методы и цели (эксперимент). В отличие от них философия представляет собой универсальный метод. Основные философские методы: а)диалектика- учение о всеобщей связи и развитии. б)метафизика – отрицает диалектику. 3)прогностическая функция. В рамках философии формируются гипотезы об общих тенденциях развития мира и человека, материи и сознания. 4)критическая. Философы исходят из принципа: подвергать все сомнению. 5)аксиалогическая. Философия содержит в себе момент оценки исследованного объекта с точки зрения различных ценностей. 6)социальная. Философия не только объясняет мир, но и способствует его изменению как материальному, так и духовному. 7)гуманитарная. Она способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивных целей, смысла жизни. Вопрос 3 Философия в системе культуры. Философия и наука. Философия и религия Вопрос 4 Проблема происхождения древнегреческой мифологии. Миф и логос. Философия зарождается как попытка решить первые мировоззренческие проблемы, средствами разума, опираясь на логические законы. Вопрос 5 Специфические черты древнеиндийской и древнекитайской философии Древний памятник индийской философии «Веды»- сборник гимнов, священных песен и молитв. Постепенно «Веды» обогащались рациональным содержанием. философская их часть получила название «Упанишад». Важнейшим в «Упанишад» являлось учение о брахмане и атмане. Брахман- объективная реальность, высшее творческое начало, зародки всего сущего. Атман- индивидуальное, субъективное начало. В «Упанишад» утверждается единство брахмана и Атмана, объекта и субъекта, мира и человека. «Упанишад»- карма, определяет судьбу человека. В зависимости от суммы человеческих дел можно изменить свое будущее. Закон кармы: не подчинен лишь тот, чьи дела и помыслы направлены на высшую реальность, кто не связан с эгоистическими устремлениями и делами. В философии древней Индии различают 2 группы школ: 1)школы, признающие себя наследниками традиций «Вед». Они считаются ортодоксальными и называются астика (утверждающие), (строго придерживаются того или иного учения). К ним относятся: санхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта, миманса. 2)неортодоксальная школа- настика (отрицающие), отрицающие традиции «Вед», не признающие себя их прямыми наследниками. К ним относятся: буддизм, джайнизм, локаята. Важнейшую роль среди этих школ играет буддизм.Буддизм — философскорелигиозное учение, созданное принцем Гуатама. Он заключается в 3 ключевых идеях: 1)ненасилие. 2)благоговение перед любой формой жизни. 3)избавление от страстей- причин страданий. Гуатама сформулировал «4 благородные истины буддизма», составляющие единый путь Будды. 1)все проникнуто страданием, которое правит миром. 2)причиной страданий являются страсти и желания человека. 3)уйти от страданий можно только погрузившись в нирвану (угашение желаний, отсутствие желаний). 4)путь, ведущий к нирване- восьмеричный путь спасения. Путь Будды- целостносный образ жизни, основанный на единстве знаний, добродетели и поведении. Он завершает нравственное очищение человека в свете истины. Очищение заключается в охране всего живого, непричинении зла, уважении к чужой собственности, правдивости, воздержанности в еде и питье, отрицании светских развлечений и удовольствий, жизни в добровольной бедности, освобождении от всего, что приносит боль. Таким образом достигается состояние нирваны, как полной невозмутимости, свободы от внешнего мира и мысли о нем. Материалистическую тенденцию в развитии древне индийской философии представляет такая школа как «Лакоята» или «Чарвака». Согласно учению о бытии, разработанному в этой школе, все предметы вселенной состоят из 4 элементов: земля, вода, огонь, воздух. Эти элементы считаются неизменными и существуют вечно. В зависимости от пропорций, в которых сочетаются эти элементы, образуются разнообразные предметы внешнего мира. В теории познания единственным источником наших знаний «Лакоята» признает ощущение. «Лакоята» отрицает внечувственных и сверхчувственных объектов: Бог, душа, рай, ад. Школы древнекитайской философии. Возникает в середине 1 тысячелетия до н.э. Ее характерная черта, как и индийской философии, это автохтонность, самобытность, традиционно высокий статус философии в обществе, отношение к философии как к образу жизни. Политическая направленность. Однако в Китае, в отличие от Индии, особая значимость придается государственности, социальной активности человека. В связи с этим китайская философия сосредоточена на социальной, политической и этической проблематиках. Это преимущественно практическая философия. Она отчуждается от чистой теории и методологии. К числу главных философских школ древнего Китая относятся: даосизм, конфуцианство. Основателем даосизма является Лао-Цзы. Центральным понятием в этом учении является понятие Дао (буквально путь, дорога). Дао — невидимый естественный всеобщий закон природы, человечества и общества. Поведение и мышление отдельного индивида. Главный принцип даосизма — принцип недеяния. Он предписывает человеку отказаться от всякой деятельности, активно не вмешиваться в жизнь. Всякое напряжение ведет к дисгармонии, нарушает пропорции между человеком и миром. Жизнь должна развиваться естественно, сама собой. Следуя Дао, мудрый правитель ничего не предпринимает, чтобы управлять страной, тогда народ процветает, а в обществе само собой воцаряется порядок и гармония. Можно отметить, что одним из ведущих идейных учений в Китае является Конфуцианство (Конфуций). С самого рождения Конфуцианство отличалось осознанно социально-этической направленностью, стремлением к слиянию с государственным аппаратом. Характерно: идеализация древности, преданность императору, верность делу, культ предков, выполнение норм почтительности со стороны детей по отношению к родителям. Конфуцианство истолковывает и государственную и божественную власть в семейно-родственных категориях. «Государство — одна семья». «Государь – сын неба и одновременно отец и мать народа». Конфуцианству присущ идеал благородного человека, его отличают скромность, бескорыстие, сдержанность. Однако, общие потребности, забота о их реализации остается уделом правителя. Народ не знает и не может решать. Вопрос 6 Космологические идеи ранних греческих философов(милетская школа, Гераклит, пифагорейцы) Дальнейшее развитие философия получила в учении Гераклита, родина- Эфес. По Гераклиту первоначало – огонь (наиболее подвижен, способен к изменению). Из огня произошел мир в целом, отдельные вещи из души. Мир – упорядоченный космос. Он вечен и бесконечен. «Этот космос один и тот же для всего существующего. Его не создал ни Бог, ни человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающийся, мерами потухающий»(периодичность). Все вещи возникают из огня согласно необходимости, которую Гераклит называет логосом. Логос- разум, закон. Мировой процесс цикличен, по истечении определенного времени («великий год») все вещи вновь обращаются в огонь. Космология Гераклита основана на стихийной диалектике. Согласно ей все находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с законом взаимодействия противоположных сил. «все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного». «в одну и ту же реку нельзя войти дважды, так как входящего во второй раз омывают новые воды» (Гераклит). Гераклит исследовал вопрос о переходе одной противоположности в другую. Холодное теплеет, теплое холодеет. В процессе обмена противоположное становится тождественным. При этом переход происходит через борьбу. На основе борьбы возникает гармония мира. Гераклит – один из основоположников диалектики. Она стала его способом выявления противоречий не только в споре, но и в самом окружающем мире. Философия пифагорейской школы. Основоположник – Пифагор. Первооснова – числа и отношения между ними, которые выступают субстанцией мира. Совершенство космоса основано на определенных числовых соотношениях. Они лежат в основе движения небесных тел, музыкальной гармонии, пропорций человеческого тела. Каждое число имело свой сокровенный мистический смысл. «3» и «10» — особые положения. Однако они абсолютизировали числа и их законы. |
topuch.ru